top_left_1

Studentam.net.ua

Курсові та дипломні роботи
top_right_1
top_left_2
Головна arrow Статті arrow Економіка. Економічні науки. arrow Саботаж - беспощадное оружие слабых
top_right_2
top_left_3
top_right_3
Саботаж - беспощадное оружие слабых

Саботаж - беспощадное оружие слабых

Тесновский Петр Владимирович

   Среди множества опасностей, подстерегающих любые виды организаций, будь это маленькая фирма, крупный концерн или даже государство, есть одна, невидимая, и потому непревзойденная по своему коварству и беспощадности. Имя ей - саботаж. Как понятие, “саботаж” возник во Франции, в 18-ом веке, однако само это явление старо как мир. Один из первых актов саботажа в его массовом проявлении был зафиксирован во время строительства людьми башни от Земли до Неба, известного больше как Вавилонское столпотворение. Стремясь не допустить завершения работ, Бог принял изящное дезорганизационное решение - подарил людям разноязычие. Подарок сделал невозможным привычное общение между людьми, строители, возводившие башню, перестали понимать друг друга и в конце концов работы были прекращены.
   Во времена древнего мира небрежное исполнение порученного дела или безразличное отношение к работе огромными массами рабов стало одной из причин, поставивших на колени тысячелетнюю Римскую империю.
   Промышленная революция дала толчок к увеличению производительности труда, но усилила зависимость между отдельными элементами организации, сделав их более уязвимыми. Саботаж получает огромные просторы для своей деятельности, начинает разворачиваться все шире и шире. Вначале это было спонтанным ответом работников на непосильные условия труда, средство приостановить работу, получить передышку. Работники Лионских мануфактур подбрасывали свои башмаки - “сабо” в чрево непрерывно работающих станков и выводили их из строя. Так саботаж обрел свое имя. В период “дикого капитализма” организация саботажа стал излюбленным методом противоборства конкурирующих компаний за выгодные сделки и заказы. Некачественные патроны, которыми злоумышленники подменили настоящие, дали несколько осечек подряд при испытаниях винтовки “Ремингтон” королем Пруссии. Огромная по тем временам сделка на поставку 20-ти тысяч винтовок была сорвана. Перед демонстрацией пулемета Максим герцогу Генуэзскому и итальянскому генералитету, пулеметчики были мертвецки напоены агентами Базиля Захарова, представлявшего интересы английского оружейного концерна “Виккерс” Многие из методов саботажа были использованы спецслужбами, особенно английскими и германскими в мировых войнах для ослабления экономики противоборствующих сторон и задержки поставок войск и вооружений на театры военных действий. Полюбили его и политические организации, особенно экстремистского толка. В настоящее время саботирование перенесло центр тяжести своей работы в область “мягких” методов конкурентной борьбы, накал которой не угасает.
   В наше время понятие “саботаж” трактуется достаточно широко. Часто в него включают явления диверсионного характера. По мнению автора “диверсия” является отдельным методом противоборства, хотя “саботажу”, в крайнем, “жестком”, его проявлении, присущи некоторые диверсионные черты и методы. Несомненно, и то и другое приводит к нарушению процессов, происходящих в организационных системах. Но в отличии от диверсий, нарушающих нормальное функционирование системы путем разрушения или полного уничтожения ее материальных объектов, саботаж больше ориентируется на разрушение связей и взаимодействия между объектами системы. При этом используются более “мягкие” методы, действие которых не всегда обнаруживается сразу же. Однако результаты их применения зачастую превосходят как вложенные в них средства, так и самые смелые ожидания. Особое внимание хочется обратить на следующее обстоятельство. Поскольку одним из принципов организации саботажа является его маскировка под естественный ход событий, то можно с уверенностью утверждать, что он является одним из самых изощренных и коварных методов, применяемых в единоборстве между системами или человека с системой.
   К понятию “саботаж” автор относит любые осознанные действия, заведомо приводящие к нарушению и дезорганизации процессов, происходящих в работающей системе. Именно эти два качества отличают саботаж от остальных методов противоборства. Вспышка гнева с отказом выполнить поручение, выход из строя агрегата, несвоевременное выполнение или ошибки в работе из-за усталости тоже нарушают нормальное течение рабочих процессов. Но эти явления нельзя относить к саботажным, так как они возникают из-за естественных, природных причин. К саботажу их можно причислить только тогда, когда они были созданы искусственно, спровоцированы третьим лицом.
   Зачастую предполагают, что основной причиной применения саботажных мер является усиления напряженности и разногласий среди элементов системы или между различными системами. Это не совсем так. Напряженность есть необходимое, но недостаточное условие. Главным условием развертывания саботажа является невозможность или нежелание вести борьбу “открытыми” способами. В основном это происходит в случае “различных весовых категорий” противостоящих сторон. Особенно ярко это проявляется в случае конфликта между людьми различного уровня подчиненности в одной системе. Однако не надо путать конфликтование с саботажем. Природа их возникновения родственна и достаточно близка. Более того, конфликт между людьми разных уровней подчиненности в системе может дать толчок к началу саботирования. Конфликт человека и системы тоже создает предпосылки к этому. Но если в случае конфликтования конечной целью является восстановление баланса сил, возврат к предыдущему состоянию или выход человека из системы (если восстановление баланса невозможно), то конечная цель саботажа - разрушение системы или приостановка ее деятельности.
   Не хотелось бы, чтобы понятие “разные весовые категории” сводили только к силовым возможностям или мощности противоборствующих сторон. Немаловажным фактором в этом случае является невозможность вести успешную борьбу “открытыми” методами по морально-этическим соображениям. Иногда потребность в саботировании возникает тогда, когда нежелательно нанесение большого материального урона сопернику. Например, для того, чтобы не спровоцировать его на ответные “горячие” меры - агрессивность имеет свойство изменяться неконтролируемо, причем в основном в сторону увеличения. А поскольку умело примененные саботажные меры не сразу распознаются, а уж конкретное определение их инициаторов очень сложно, то в большинстве случаев организация саботажа в организациях-конкурентах является наиболее эффективным методом в конкурентной борьбе, особенно в пиковых ситуациях.
   Саботаж, организуемый извне, является одним из видов “черной” конкурентной борьбы. Это достаточно сложное действие, требующее знания специальных методик, достаточной квалификации как организаторов, так и исполнителей, подготовительной работы и привлечения немалых ресурсов. Поэтому он применяется в основном при усилении конкуренции, особенно во время борьбы за конкретные “призы” - выгодную сделку, хороший контракт и тому подобное. Именно при конкретизации “приза” вероятность применения жестких мер, в том числе и саботажного характера, особенно велика. Если в “спокойные” периоды работы системы в своем секторе рынка конкуренты обмениваются “колкостями” общего плана, не выходящими за рамки приличий или нормальных взаимоотношений, то в периоды активизации хотя бы одного из участников рынка, занимающегося аналогичным бизнесом от него можно ожидать применения против вашего предприятия различных мер по блокированию его деятельности, в том числе и организации саботажа.
   С точки зрения автора, саботаж, как вид дезорганизующей деятельности, наиболее опасен для бизнес-структур среднего масштаба, занимающих пусть небольшую, но стабильную долю в своем секторе рынка. Во-первых у них уже прошел этап становления и “кости обросли мышцами”. Во-вторых взаимоотношения между отдельными элементами этих бизнес-структур недостаточно окрепли, часто нет четкого определения и разделения функций этих элементов, что само по себе допускает сбои в работе. В-третьих вопросы безопасности структуры зачастую по привычке находятся в основном на уровне охраны помещений, руководства и материальных ценностей. Все это представляет собой мощный фактор, провоцирующий конкурентов на применение саботажных мер.
   Но особенно опасен саботаж для временных творческих коллективов, которые состязаются с другими такими же структурами, особенно в условиях отсутствия “второго места” (в настоящее время, например, в условиях предвыборной кампании). В этих случаях основные провоцирующие факторы - неопределенность промежуточных результатов и, как следствие этого, нарастание напряженности по мере приближения к финалу, а также невозможность применения “горячих” мер для блокирования акций соперника.
   Автору не встречались системы классификации саботажных явлений и поэтому он предлагает предварительно классифицировать их по степени организованности и по видам применяемых саботажных действий. Исходя из критериев организации саботажа, его можно разделить на:
   -стихийный - возникает спонтанно, без подготовки, не ставит перед собой конкретно определенной цели, идет изнутри системы , присущ одиночкам, не спланирован во времени, случаен в проявлении, неуправляем, организационно не связан с разными саботажными проявлениями и иными событиями. Чаще всего он является реакцией на напряженности разнообразного свойства и вида, возникающие в системе. Может также спонтанно прекратиться.
   -организованный - возникает искусственно, готовится заранее, имеет конкретно определенную цель, идет как изнутри, так и снаружи системы , спланирован во времени, управляем, саботажные проявления взаимосвязаны между собой и с иными видами неординарных событий, чаще всего является одной из реакций на напряженности разного свойства и вида, возникающие между системой и внешней средой, прекращается после достижения цели или после применения специальных мероприятий по устранению источника саботажа.
   По видам применяемых действий саботажные акции можно разделить на :
   -организационные - направлены на принятие ошибочных управленческих решений;
   -морально-психологические - направлены на ухудшение общего морально-психологического состояния в коллективе или отдельных его членов;
   -технические - направлены на организацию сбоев в работе технических средств, применяемых в работающей системе;
   -технологические - направлены на ухудшение качества продукции, выпускаемой системой;
   Указанная выше классификация саботажных явлений весьма приблизительна и описывает признаки полярных проявлений саботажа. В реальной жизни они редко существуют в таком чистом и застывшем состоянии. Обычно проявлениям саботажа присущи черты того или иного вида. Если же рассматривать его развитие во времени, то зачастую один вид плавно перетекает в другой. Кроме того, при организации саботажа со стороны его акции применяют в комплексе. Это позволяет усилить их эффект, ускорить достижение цели и сэкономить привлекаемые для этого ресурсы.
   Предотвратить саботаж невозможно, по крайней мере на начальных его стадиях. При работе, а тем более успешной, для любой системы всегда найдется кто-то, недовольный положением дел. Рано или поздно происходит столкновение интересов. И оно не всегда разрешается полным удовлетворением и согласием всех заинтересованных сторон. А уж какими методами будут действовать ваши оппоненты - известно только им. Однако если саботаж невозможно предотвратить, то, по крайней мере, нужно быть готовым к применению его против вас и постараться уменьшить потери от него.
   К признакам начала саботажных действий можно прежде всего отнести нарастание числа необоснованных сбоев в работе элементов и узлов системы, функционировавших до этого времени достаточно стабильно в течении длительного периода. Здесь необходимо помнить простое правило, вытекающее из самого определения “систематический” - “один раз - случайность, два - совпадение, три раза - система”. Для выяснения так ли это, необходимо сравнить величину нагрузки на элементы и узлы системы, которые начали давать сбой в работе. Если нагрузка на них не изменилась, то можно смело предполагать, что работа против вас началась. Особенно если все это происходит в периоды, когда ваше предприятие находится в “особых” взаимоотношениях с внешней средой или “коллегами” по бизнесу. Как уже сказано выше, чаще всего это случается при вашем гласном или негласном участии в состязании за какой либо “приз”. Причем он обязательно должен быть достаточно конкретным, вполне осязаемым, а не из категории “может быть”.
   После того, как факт саботирования деятельности вашей рабочей системы установлен, необходимо выяснить источник и причину этого явления. Несомненно, эти два фактора взаимосвязаны между собой и работы по их определению обычно идут параллельно. Только не стоит путать источник саботажа с исполнителями, хотя иногда, если саботаж не организован извне, они могут совпадать. Одновременно необходимо привести в действие план противосаботажных мероприятий. Он естественно индивидуален для различных рабочих систем и разрабатывается с учетом их особенностей. Но базовые принципы его разработки достаточно просты. Состоят они в организации следующих действий:
   - перекрывается несанкционированный доступ к узлам и элементам работающей системы для лиц, не имеющих к ним непосредственного отношения;
   - организуются средства, дающие возможность дублирования функций отдельных объектов и системы коммуникаций, их связующих;
   - усиливаются методы контроля за состоянием работающей системы и отдельными ее элементами, в частности увеличивается количество показателей её состояния, и уменьшаются сроки между контрольными замерами состояния;
   После выяснения источника и особенно причин саботажа имеется возможность предположить его конечную цель - для чего он начался, и какой результат должен быть достигнут после применения саботажных мер. Это позволит конкретизировать и усилить противосаботажные мероприятия, в частности:
   - организовать ложные цели для распыления сил и ресурсов инициатора саботажных действий;
   - под благовидным предлогом блокировать или нейтрализовать деятельность исполнителей саботажных акций как внутри, так и вне системы, или перенаправить их действия на работу против ложных целей;
   - создать впечатление для источника саботирования, что он достиг своей цели.
   Конкретные мероприятия обычно зависят от степени мастерства разработчиков и величины средств, отпущенных на их исполнение. Что касается последних, то автор советует не забывать - любая саботажная акция, в конечном счете, направлена на распыление материальных и людских ресурсов системы. Это, пожалуй, самый главный принцип, который необходимо помнить при организации противосаботажных работ, чтобы не “зарываться”. Ярчайшим примером такого “влета”, когда “существо поглощает породивших его”, автор считает итоги операции ЦРУ по поиску предателей в своих стенах, начавшуюся с подачи перебежчика А.Голицина в 1962г. Сведения, которые он предоставил, объяснили причины неудач при проведении некоторых разведопераций ЦРУ и позволили американцам добраться до нескольких агентов КГБ. Однако руководитель отдела контрразведки, “гений контршпионажа” Дж. Энглтон на этом не остановился и продолжил работы по поиску предателей. Через 15 лет выяснилось, что результатом этой широкомасштабной “охоты на кротов” стало полное свертывание агентурной работы против СССР и отстранение от разведопераций наиболее крупных специалистов в этой области. Специалисты расходятся во мнениях, было ли это запланировано или получилось спонтанно. Конечно, теперь трудно установить точную цель побега, как и то, во что обошлась эта охота. Но то, что ее результат пошел явно на пользу противоположной стороне - несомненно. Увы, саботаж - оружие скользкое и коварное.
   К сожалению, в краткой статье сложно осветить такую многогранную и объемную проблему. Печально также и то, что в открытой печати автору не встречались материалы по этой теме, хотя она заслуживает очень тщательного изучения. Густав Ле Бон, закладывая основы психологии масс, писал о процессах, происходящих в их глубинах: “Мы не можем этого знать. Мы можем этого только бояться”. Саботаж - страшное явление, особенно в своих крайностях. И мы должны его знать. Чтобы не бояться.

Краткая справка об авторе.

Тесновский Петр Владимирович

            Тесновский Петр Владимирович
, 1958 г.р.,
  
   Руководитель “Бюро прямого маркетинга “ДиЛайн”, г. Донецк (стратегический и локальный маркетинг).
   Исследователь истории спецслужб, теории и практики методов скрытой борьбы. Имеет публикации по исследуемой теме в журнале “Бизнес и безопасность”. Автор статей по “партизанским” методам маркетинга и организации связей с общественностью.

 

Всі опубліковані на сайті матеріали належать їх авторам. Матеріали розміщено виключно для ознайомлення. Копіювання та використання інформації суворо заборонено.

 
< Попередня   Наступна >

Замовити реферат, курсову або дипломну роботу

bottom_left
bottom_right
Studentam.net.ua © 2008-2024