Studentam.net.ua
Реферати, курсові та дипломні роботи
Головна arrow Етика та естетика arrow Эстетика - Учебно-метод. комплекс (Дедюлина.М.А) arrow РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
04.12.2016
Платні роботи
Реферати
Курсові
Дипломні, магістерські ...
Онлайн бібліотека підручників
Біологічні науки
Валеологія
Екологія
Економічні науки
Етика та естетика
Землезнавство
Історія
Літературознавство
Педагогіка
Правознавство
Психологія
Соціальна робота
Корисні матеріали
Біографії
Розробки уроків
Статті
Друзі

Електронна бібліотека




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

   Тема 1. Эстетика как наука

   При изучении темы “Эстетика как наука” предполагается выяснение специфики эстетики как науки
, установление связей со всем комплексом социогуманитарных дисциплин. Во-первых, необходимо выяснить, что представляет собой предмет эстетики. Для этого нужно показать эволюционный процесс формирования эстетики в недрах философии и становление эстетики как науки. При анализе предмета обратите внимание на то, что он связан с природой эстетического познания. Следует проанализировать общие характеристики природы эстетического познания. Во-вторых, раскройте связь эстетики с философией и с другими гуманитарными дисциплинами. Желательно показать, что эстетика является теоретической основой искусствоведческих наук, технической эстетики, эстетики поведения и быта. В-третьих, покажите значение эстетики и ее функции в жизнедеятельности человека и общества. Обратите внимание, какое место занимает эстетика в вашей специализации.

Тема 2. Основные этапы становления эстетической мысли

   Рассматривая развитие эстетической мысли
, прежде всего, нужно разобраться в изменении содержания основных эстетических категорий, обусловленного мировоззрением и духовными исканиями соответствующих эпох. Античная эстетика. Это учение о чувственном познании мира. Античная картина мира опирается на мифологию. Мифологическое сознание античности является синтетической формой рефлексий: чувственно-конкретной и умозрительно-теоретической, которые позволяют получать целостную картины мира. Дефиниция Космоса обобщала представления о строении мира. Античный Космос был гармоничным и упорядоченным. Гармония представлялась благодаря абстракции числа, которое было введено философами пифагорейской школы еще в архаическую эпоху античности. Пифагорейская гармония числа была направлена на постижение абсолютной красоты Космоса. В классический период эту идею осмыслил Сократ. Он ввел принцип относительности в понимание красоты, установил соотношение чувственно воспринимаемых форм окружающего мира и умозрительных идеальных их предназначений. Сформировалось понятие калокагатии как единства добра и красоты. Платон развил эти идеи. Он сформулировал положение об “идеях-эйдосах”, которые лежали в основе упорядочения и постижения Космоса. Эти представления позволили подвергнуть критике современную ему художественную жизнь, абсолютизировав ее результаты. Аристотель отстаивал разумность художественного творчества. Он предлагает первую теорию художественного творчества – поэтику, в которой анализируетдревнегреческую трагедию и вводит понятие “катарсис”. Средневековье. Эстетическая мысль основывается на идеях неоплатонизма, интенсивно решает проблему умозрительного постижения Абсолюта, Бога, которые появляются в сознании человека благодаря богатству чувственного восприятия форм мира. Складывается идея образа, который символически замещает Бога в чувственном восприятии. Появляются средневековые теории образов, например, теория Иоанна Дамаскина. Обратите внимание на теорию Августина Блаженного. В ее основе лежала идея двух миров, которая формировала средневековое мировосприятие. Образы устанавливали их связь, помогали постигать непостижимое, таким образом, эстетические учения превращались в один из наиболее фундаментальных элементов Средневековья. Возрождение. Антропологический переворот, происшедший в эту эпоху переместил акценты в средневековой теории образов. Образ превратился из способа постижения потустороннего в средство познания мира и активной человеческой деятельности. Художественные проблемы конструирования чувственного восприятия мира стимулировали развитие научных исследований в творчестве Леонардо да Винчи, Дюрера, Альберти и др. Это эпоха появления новых эмпирических эстетик, которые устанавливали нормы художественной деятельности, это эпоха первых попыток рационального выделения и исследования критериев абсолютной красоты, гармонии и совершенства. Эстетика барокко и классицизма как появление нормативных эстетик. Они представляли собой способы нормирования деятельности творца, которая включалась в социально-культурный контекст эпохи становления абсолютных монархий. Представления о красоте, гармонии и совершенстве стали восприниматься как подражания природе, которая исправлена по античным образцам. Немецкая классическая эстетика. Обратите внимание на работы И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Гегель так использовал диалектический метод к раскрытию сущности эстетических категорий, что позволило выстроить их в систему, близкую современной. Идеи их были развиты в ХХ веке. Рассмотрите проблемы эстетики символизма, модернизма, постмодернизма.

Тема 3.Основные категории эстетики

   Основная цель данной темы рассмотреть фундаментальные категории эстетики; предусматривает определение категорий и понятий, которые использует эстетика. Необходимо подчеркнуть и дать дефиницию категориям и понятиям, которые были научно разработаны эстетикой. Кроме этого, нужно сделать акцент на понятиях, которыми оперирует эстетика. Но следует учесть, что они активно применяются в других науках, в частности, в психологии. Наконец, следует выявить соотношение между основными категориями эстетики и понятиями, которые углубляют и уточняют их. Большое значение для изучения эстетики имеет осмысление сущности категории “эстетическое”, которая является изначальной. Нужно раскрыть содержание данной категории, уделить внимание анализу особенностей, остановиться на разных подходах к явлениям, которые они объединяют. Целесообразно коснуться и проблем ее разработки на разных этапах развития эстетики. Раскройте сущность исодержание основных категорий
: “прекрасное”, “возвышенное”, “безобразное”, “низменное”, “трагическое”, “комическое”. Проследите их специфику проявления в природе, человеке, обществе, а также проанализировать факторы, которые повлияли на смысл данных понятий.

Тема 4. Морфология искусства

   Покажите исторически закономерный и системный характер существования современных видов искусства. Прежде всего
, выясните причины разделения искусств на виды, раскройте источники их разнообразия. Докажите, что виды искусств составляют исторически подвижную систему. Покажите, какие факторы влияют на развитие данной системы. Необходимо также проанализировать, как формировались принципы классификации видов искусств, сформулировать современные критерии такой классификации, отметьте их условный характер. Раскройте особенности каждого из видов искусств, выясните, какие факторы влияли на характер их сосуществования. Обратите внимание на время возникновения того или иного вида искусств в определенные эпохи, исторические изменения социальной потребности во всех видах искусств. Целесообразно изучить принципы внутривидовой классификации, особенно специфику жанрообразования в разных видах искусств. Особого внимания заслуживает анализ разных типов взаимодействия искусств и демонстрация разнообразия форм их синтеза (синкретизм, соподчинение, симбиоз, концентрация, трансляционное соединение и т.п.) Выясните, какие особенные виды синтеза искусств и при каких обстоятельствах возникали в ХХ в.

Тема 5. Эстетическая культура в профессиональном становлении будущего специалиста

   Раскройте диалектику моральной и профессиональной культуры
, что определяет ведущую идею – осознание необходимости эстетического самовоспитания будущих специалистов. Прежде всего, целесообразно осознать категории “эстетическая культура”, “эстетическая культура общества”, “эстетическая культура личности”; определите связь перечисленных категорий с понятиями: “средства”, “формы”, “сферы”, “уровни” и т.д. Приступая к определению специфики связи профессиональной и эстетической культуры, необходимо обособить те элементы профессиональной культуры, которые формируются в процессе эстетического развития человека. Особого внимания заслуживает определение роли фантазии (творческого воображения) в осуществлении профессиональных функций представителей различных специальностей. Это желательно иллюстрировать конкретными примерами. Следует обратить внимание на средства, формы и методы эстетического воспитания и самовоспитания во время учебы в вузе.

Тема 6 . Основные направления в искусстве ХХ века

   Эта тема должна помочь студентам разобраться в сложной социокультурной ситуации ХХ века и своеобразном, нетрадиционном ее осмыслении в искусстве. Обратите внимание на причины, обусловившие новые качества искусства ХХ века и приведшие к модификации представлений о сущности этого феномена. Желательно объяснить, что в ХХ веке образовалась новая историко-творческая практика, которая сформировала иную социокультурную реальность, а та, в свою очередь, повлияла на появление новой художественной реальности. Для определения черт нового состояния и качества искусства следует провести сравнительный анализ выразительных средств языка, материала, формы художественных произведений классического и современного искусства. Рассматривая художественные направления, следует показать причины кризиса традиционного и становление экспериментального искусства, а также выяснить, форма или содержание художественного сочинения становятся предметом эксперимента художника ХХ в. Необходимо перечислить имена мастеров мирового искусства и проанализировать их творческие судьбы. Целесообразно выяснить состояние искусства конца ХХ века.

Все опубликованные на сайте материалы принадлежат их владельцам. Материалы размещены исключительно для ознакомления.
Копирование и использование материалов запрещено.

 
< Попередня   Наступна >
 
Авторські реферати, курсові та дипломні роботи. Онлайн бібліотека підручників.
Studentam.net.ua © 2016