Studentam.net.ua
Реферати, курсові та дипломні роботи
Головна arrow Етика та естетика arrow Эстетика - Учебно-метод. комплекс (Дедюлина.М.А) arrow ТЕМА 4. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
05.12.2016
Платні роботи
Реферати
Курсові
Дипломні, магістерські ...
Онлайн бібліотека підручників
Біологічні науки
Валеологія
Екологія
Економічні науки
Етика та естетика
Землезнавство
Історія
Літературознавство
Педагогіка
Правознавство
Психологія
Соціальна робота
Корисні матеріали
Біографії
Розробки уроків
Статті
Друзі

Електронна бібліотека




ТЕМА 4. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

ТЕМА 4. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

   Эстетическое сознание – это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала. Объектом отражения эстетического сознания, как и всех других форм общественного сознания, является природная и социальная действительность, уже освоенная социально-культурным опытом человечества. Субъектом отражения выступает общество в целом через конкретных индивидов, социальных групп.
   По гносеологической природе эстетическое аналогично истине, но отличается по своей сущности. Если истина есть рациональное знание, то эстетическое не столько знание, сколько эмоциональное переживание при восприятии объекта. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что психическим эквивалентом эстетического является переживание. Переживание всегда эмоциональны, но они не сводятся к эмоциям. Переживания всегда выступают продуктом, результатом субъективно-объективных отношений. По органической структуре и содержанию переживания – “это образование сложное по своему составу; оно всегда в той или иной мере включено в единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и аффективного”. Эстетическое как переживание не обязательно базируется на интеллектуальном знании. Причиной аффективного в нем может быть и интуитивное, и бессознательное, но всегда по поводу чего-то. Специфический характер эстетических переживаний объясняется двумя причинами: особенностями объекта эстетического отношения и соотнесением объекта с эстетическими вкусами, взглядами, идеалами человека, обозначаемыми “эстетическое сознание”. Например, цвет сам по себе как источник эстетических переживаний еще не определяет смысла этих переживаний.
   Специфика эстетического сознания в сравнении с другими формами духовной жизни человечества заключается в том, что: 
— представляет собой целый комплекс чувств, представлений, взглядов, идей; 
— это особого рода духовное образование, характеризующее эстетическое отношение человека или общества к действительности: на уровне существа эстетическое сознание существует в форме общественного сознания, которое отображает уровень эстетического, на уровне индивидуальности – в форме личностной характеристики одного человека; 
— формируется только на основе практики (чем богаче эстетическая практика личности или общества, тем богаче и сложнее их эстетическое сознание).
   Структура эстетического сознания. Как и всякая форма общественного сознания, эстетическое сознание многообразно структурировано. Исследователи выделяют следующие уровни:
   1. обыденного эстетического сознания;
   2. специализированного эстетического сознания.
   Обыденный эстетический уровень основывается на обобщенномэмпирическом опыте: эстетические переживания, чувства и т.п. Наши повседневные переживания изменчивы и порой противоречивы.
   Теоретический уровень опирается на общефилософские представления о мире, человеке и его месте в этом мире: эстетическую оценку, суждения, взгляды, теории, идеалы и т.д. Надо помнить, что границы между этими уровнями условны, так как специфика эстетического сознания проявляется на каждом уровне – везде мы находим и чувственный, и рациональный элементы. Наиболее ярко эта особенность проявляется в качестве эстетической потребности и эстетического вкуса, где в одинаковой мере важны, и эмоциональное, и рациональное, ибо осознаются в соответствии с эстетическим идеалом.
   Сфера обыденного эстетического сознания. Природа человеческих переживаний. Наука начинается с удивления, говорили древние, а искусство – с впечатления, добавили позднейшие авторы. Гегель отмечал по этому поводу, что “тот, кого ничто не удивляет, пребывает в состоянии тупости”, а тот, кого ничто не впечатляет, – в состоянии окаменелости. А. Матисс полагал, что “творить – значит выражать то, что есть в тебе. Всякое истинно творческое усилие совершается в глубинах человеческого духа. Но и чувство требует пищи, которую оно получает при созерцании объектов внешнего мира”.
   Истоком и началом художественного творчества является переживание, причем такое, которое потрясает всю душу художника и оставляет неизгладимый след в его памяти. Оно преследует его до тех пор, пока тот не найдет такой способ самовыражения, который позволит достичь эмоциональной разрядки и освободиться от этого чувства. Таким образом, подлинно творческий замысел никогда не определяется рациональными соображениями, а всегда непосредственным переживанием. Например, Ван Гог по этому поводу писал, что “когда я наблюдаю, как молодые художники делают композиции и рисуют из головы … мне становится тошно”. Специфика эмоциональных переживаний заключается в том, что:
- они отражают не объект, отношение субъекта к объекту;
- это отношение имеет не познавательный, а оценочный характер;
- эти оценки не являются логическим следствием каких-нибудь утилитарных или моральных принципов.
   Специфика чувств состоит в том, что это иррациональный субъективный образ. Заметим, что в психологии эмоции рассматриваются в трех аспектах: физическом, мимическом и собственно психологическом.
   Как слепому от рождения нельзя объяснить разницу между красным и синим цветом, а глухому – между высоким и низким звуком, так иэмоционально невосприимчивому человеку невозможно передать содержание переживаний, поскольку он всегда будет требовать редукции эмоциональной информации к рациональной, что в принципе невозможно.
   Одна из первых попыток классификации эмоций была предпринята еще в древнеиндийской эстетике. Исследователями было зафиксировано девять главных эмоций: любовь, радость, удивление, печаль, недовольство, возмущение, умиротворение, возвышенное духовное состояние, отрешенность. Поскольку в каждом из них различали 33 оттенка, то общее число чувств достигло 2972.
   Позже предпринимались попытки создать более совершенную классификацию, но все столкнулись с трудностью, что невозможно построить полную классификацию чувств, не опираясь на различия в их содержании. Но по утверждению исследователя В.П. Бранского, ее можно обойти, если за фундамент классификации взять не содержание эмоций, а объект эмоционального отношения. Ему удается даже выделить целый ряд этих эмоций. Перечислим их.
   1. Тип эмоций, который связан с эмоциональным отношением к реальным объектам. Например, переживание, инициированное какой-нибудь вещью. Это может быть камень, цветок, свеча, книга и т.п. Более сложным может быть множество вещей. Например, натюрморт или пейзаж без человека, либо портрет.
   2. Тип эмоций, который связан с эмоциональным отношением к так называемым “абстрактным объектам”. Такими объектами могут быть любые атрибуты объективной реальности, например, такие как покой и движение, пространство и время, величина и число, закономерность и возможность и т.п. Например, С. Дали нашел уникальный случай передать эмоциональное отношение ко времени в своей картине “Постоянство памяти” образ текучести времени в виде текучих часов был навеян Дали сыром камамбер.
   3. Тип эмоций, который связан с эмоциональным отношением к так называемым фантастическим объектам. Они отличаются от абстрактных тем, что не имеют объективного аналога, так как являются произвольными умозрительными конструкциями. Например, ящик Пандоры, кентавр. Особенно интересна в этом плане картина С. Дали “Шесть явлений Ленина на рояле”.
   4. Тип эмоций, который связан с эмоциональным отношением к так называемым метаобъектам. К ним относятся сами процессы художественного творчества и художественного восприятия. Например, Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”. В этой картине он стремился выразить то смятение, которое охватило апостолов после слов Христа, что один из них предаст его.
   Таким образом, все вышеперечисленное показывает, что огромное разнообразие человеческих переживаний образует целую иерархию, и эмоциональный мир общества связан с восхождением по этим ступеням. Причем эмоциональное отношение к любому объекту может быть как положительным, так и отрицательным.
   “Примером чувственного опыта может служить процесс восприятия человеком произведений искусства, в основе которого заложен механизм эстетического катарсиса. Если эти процессы представить схематически (рис.2 и рис.3), а затем сравнить, можно получить интересные выводы.
   На рис. 2, а представлен человек - ◊ и его знания в некоторой предметной области, обозначенной окружностью. Как только появляется проблема, не имеющая прецедента, для ее разрешения ему необходимо концептуально охватить ее с разных точек зрения. Для этого нужно выйти за пределы предметной области в иное состояние - *. Переход в это состояние в схеме обозначен стрелкой. Важную роль в этом процессе играет воображение, которое помогает домыслить, восстановить отсутствующие звенья. Подробнее см. рис. 2, в.

est2

Рис. 2. Схематическое выражение рефлексии

   На рис. 2, б показан следующий этап: человек и его “проективное видение” – он видит себя самого, проблему и предметную область целиком, как бы извне, что способствует разрешению поставленной задачи.
   Рис. 2, в. – сформированная новая предметная область, включающая новое, обогащенное знание. Там, внутри другой реальности, уже на качественно ином уровне человек осуществляет интеллектуальный контроль до тех пор, пока не возникнет новая проблема, не имеющая стереотипного решения.
   На рис.3 – схематическое изображение катарсиса по формуле Л.С. Выготского.

est3

Рис.3. Схема эстетического катарсиса (по Л.С. Выготскому)

   Рис. 3, а показывает начальную стадию критической ситуации -возникновение движения “противочувствования”, которое, согласно Выготскому Л.С., лежит в основе воздействия произведений искусства.
   Искусство вызывает в человеке - Ô эмоции, аффекты, обозначенные стрелками, которые противоположны по направлению, но стремятся к одной точке, обозначенной как •. Развитие этой ситуации показано на рис. 3, б.
   Искусство, согласно Л.С. Выготскому, задерживает “моторное выражение эмоций и, сталкивая противоположные импульсы, уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, к разряду нервной энергии”. В точке • наступает “самосгорание”, “взрывная реакция” наподобие короткого замыкания, происходит превращение аффектов, преобразование и, как итог, просветление чувства и образование нового состояния, отличного от изначального - см. рис. 3, в. Это “просветленное” и “уравновешенное” состояние аналогично изображенному на рис 2, в. Схема рефлексии работает с понятиями, расширяя их. Вследствие этого расширяется сознание в целом. Схема эстетического катарсиса, в отличие от схемы рефлексии, работает не с понятиями, а с ценностями, преобразовывая их содержание и структуру в направлении создания мотивации к решению общечеловеческих проблем. Эстетический катарсис по Выготскому и рефлексия как основа творческой деятельности имеют единую мыслительную схему, которая реализуется по-разному содержательно и структурно в аксиологическом и понятийном контекстах. В эстетической интуиции проявляется и становится зримым прекрасное, которое может быть воплощено в музыкальном произведении, поэме, архитектурном сооружении. В рациональной интуиции конструируются символические образы существующих независимо объектов. Так, одним из самых благодарных сюжетов для фотохудожников являются фотографии выражений лиц зрителей в музеях, в театрах, на выставках и т.п. Эстетическое наслаждение, испытываемое зрителем от картин, независимо от характера базисного чувства, есть доказательство того, что сопереживание состоялось.
   Между тем происхождение базисного чувства понять гораздо легче, чем возникновение эстетического чувства. В отличие от базисного эстетическое чувство отражает отношение не художника к объекту, а художественного образа - к эмоции художника по поводу объекта. Большинство направлений в эстетике природой эмоций не занималась, но современная эстетика, опираясь, например, на историю живописи показывает, что имеют место двенадцать факторов, которые оказывают влияние на сопереживание.
   Для примера перечислим факторы, маскирующие и модифицирующие сопереживания, которые выделяет В.П. Бранский:
   1. Эффект редкости.
   2. Эффект древности.
   3. Эффект стоимости.
   4. Эффект трудоемкости.
   5. Эффект труднодоступности.
   6. Эффект целебности.
   7. Эффект чудотворности.
   8. Эффект экзотичности.
   9. Эффект сенсационности.
   10. Эффект скандальности.
   11. Эффект запретности.
   12. Эффект знаменитости.
   Специализированное эстетическое сознание подразделяется на дваподуровня:
   1. его носителями являются люди, занимающиеся художественным
творчеством;
   2. представляют специалисты в области искусствоведения и эстетики.
В соответствии с уровнями эстетического сознания проявляется его
особенности с позиций характера отражения действительности. Поэтому имеет
место: 
   • чувственно-эмпирическое отражение. Здесь формируются эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое представление; 
   • рациональное отражение. Его составляют эстетические суждения, ценности, взгляды, идеалы.
   Для того чтобы более точно понять структуру эстетического сознания, рассмотрим взаимодействие его элементов в наиболее развитой форме, а именно специализированном созерцании художника. В основе сознания лежит эстетическая потребность, заинтересованность человека в эстетических ценностях, его жажда красоты и гармонии, которая исторически сложилась как общественная потребность выживания человека в мире. Гармония в этом случае выражает саму жизнеспособность. Человек исторически время от времени попадал в ситуации необходимости выживания как в культурно-историческом, так и физическом смысле. Любая эстетическая потребность приобретает предметный характер. В фарватере объективной эстетической потребности складывается жизненная позиция художника, весь строй его чувств и эстетических ориентиров. Отсюда выстраиваются соответствующие идеалы.
   Феномен идеала отчетливо прослеживается на всех этапах развития культуры. Начиная с “блага” Платона, Плотина и Августина идеал изучается в качестве “духовного климата эпохи” или “моральной температуры” (И. Тэн); или “общей формы созерцания известной эпохи” (Вельфлин); или просто “духа эпохи” (М. Дворжак), “правды жизни” (В. Соловьев), “подвижнической истины” (П. Флоренский); или более глобально в форме “культурного образца” или стандарта ценностей” (Манро), “прасимвола культуры” (О. Шпенглер) и т.п. В некоторых случаях для обозначения идеала используются более сложные дефиниции, такие как “супер-эго” (З. Фрейд), “архетип” (К. Юнг), “мем” (Моно), “жизненный горизонт” (Гуссерль, Гадамер и др.) т.д.
   По мнению современного российского исследователя В.Е. Давидовича, ценность связана с понятием идеала; более того, она является результатом реализации некоторого идеала. Система нормативов идеала представляет собой набор общих требований (“канонов”), которым должны удовлетворять любые преобразования реальности при переходе от действительного к желаемому.
   Эстетическое сознание в целом, его любой элемент имманентно заключает в себе образец, ориентир, духовную цель, которая и есть эстетический идеал. Слово “идеал” греческого происхождения и в переводе на русский – это игра, понятие, образец, представление.Особенности эстетического идеала:
   • в отличие от любого социального идеала существует не в абстрактной, а в чувственной форме, потому что тесно связан с эмоциями, чувственным отношением человека к миру; 
   • определяется разными способами соотнесения эстетического идеала с действительностью;
   • связан с характером отражения действительности в идеале;
   • заключается в соотнесении объективных качеств действительности и особенностей внутреннего мира человека;
   • определяет перспективу развития общества, его интересы и потребности, а также интересы и потребности отдельного человека; 
   • способствует образованию мифов в сознании человека или общества, этим как бы заменяя саму действительность.
   В обществе эстетический идеал выполняет следующие функции:
   1. мобилизует человеческую энергию чувств и волю, показывая направление деятельности;
   2. создает возможность опережать действительность, указывает тенденцию будущего;
   3. выступает как норма, образец и как должное;
   4. служит объективным критерием оценки всего, с чем встречается человек в окружающем мире.
   Таким образом, эстетический идеал как эталон для возбуждения и кодирования художественных эмоций представляет собой практически не что иное, как представление о том, каким должно быть художественное произведение, чтобы оно соответствовало определенному эстетическому идеалу человека.
   В эстетике существует система нормативов эстетического идеала. Это связано в первую очередь с тем, что именно он задает художественный канон. Принято выделять содержательные и формальные нормативы. Содержательными нормативами могут быть: жанр, сцена, портрет, интерьер, ню; это могут быть установки относительно сюжета. Нормативы могут касаться самых неожиданных мелочей, лицо, одежда, т.п. Например, идеал кубистов включал в себя в качестве обязательного норматива требование создать такой объект, которого нет в природе. Создать новые объекты, которые нельзя сравнить с каким-либо реальным объектом. Формальные нормативы – это своеобразные “коньки художников”, то есть те отличительные особенности, которые позволяют доказать, что это произведение принадлежит только ему. Например, в живописи это определенные графические и цветовые композиции.
   В эстетическом идеале проявляется эстетический вкус, в основе которого лежит эстетическая установка, которая накладывает отпечаток на весь строй образов и чувств художника и составляет основу художественного стиля того или иного автора. В эстетическом смысле термин “вкус” впервые использовал испанский мыслитель Бальтасар Грасиан (“Карманный оракул”, 1646), обозначив так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного и произведений искусства. У него потом его заимствовали мыслители Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII веке появляется множество трактатов о вкусе. У теоретика искусства Ш. Бате вкус есть врожденная способность человека, направленная на выявление прекрасного в природе и в искусстве на основе доставляемого ими наслаждения. Он уверен, что “существует в общем лишь один хороший вкус, но в частных вопросах возможны различные вкусы”. Итог дискуссии этого века подвел Вольтер. “Вкус, – писал он, – то есть чутье, дар различать свойства пищи, породил во всех известных нам языках метафору, где словом “вкус” обозначается чувственность к прекрасному и уродливому в искусствах: художественный вкус столь же скор на разбор, предваряющий размышление, как язык и нёбо, столь же чувственен и падок на хорошее, столь же нетерпим к дурному…”.
   По аналогии с пищевым вкусом он выделяет художественный вкус, дурной вкус и извращенный вкус. Из английских философов можно привести для примера Д. Юма, который полагал, что вкус – это способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве.
   Смотря либо слушая, художественное произведение, мы очень часто в конце произносим: “нравится – не нравится”, “прекрасно – безобразно”. Эмоциональная реакция на произведение выражается в языке в форме эстетической оценки. Под ней подразумевается высказывание, описывающее эстетическое чувство зрителя при восприятии произведения. Такое высказывание в эстетике появляется впервые в трудах И. Канта (“Критика способности суждения”) и получило название “суждения вкуса”. Существует четыре разновидности эстетической оценки: положительная, отрицательная, противоречивая, неопределенная. Рассмотрим эволюцию суждений вкуса, как в положительном, так и в отрицательном варианте, а потом проанализируем действие вкуса. История изобразительного искусства показывает, что имеют место семь основных ступеней в развитии отрицательной оценки: “холодно и безжизненно” (“не трогает”); “трескуче и высокопарно”; “непрофессионально и неправдоподобно”; “безвкусица и пошлость”, “бессмыслица”, “патология”, “идеологическая диверсия”. Выделяют также положительное и отрицательное действие вкуса. Примером положительного действия вкуса могут быть экстремальные случаи: подделки, хищения, “художественные терракты” (1985 год, Эрмитаж, СССР, облили кислотой картину Рембрандта “Даная”). Отрицательное действие вкуса может проявляться в отказе от допуска картины на выставку. Наивысшей формой отрицательного действия вкуса является “художественное” аутодафе, т.е. сжигание картин на костре, изобретателем этого явления является религиозный деятель Савонарола (Италия XV в.) Приведем примеры этой формы. С. Боттичелли известный художник Возрождения сжигал в кострах свои картины. Гитлер в 30-е годы XX века провел пиктоцид (своеобразный аналог геноцида в сфере искусства). Нацисты подвергли идеологической диверсии 1290 картин и 1004 сожгли. То же самое происходило и с литературой.
   Великий поэт Генрих Гейне даже написал по этому поводу стихотворение, под названием “Аутодафе”.

Блеклый розан, пышный локон,
Кончик банта голубого,
Позабытые записки,
Бредни сердца молодого, -

В пламя яркое камина
Я бросаю без участья,
И трещат в огне остатки
Неудач моих и счастья.

Лживо-ветреные клятвы
Улетают струйкой дыма,
И божок любви лукавый
Улыбается незримо.

И гляжу, в мечтах о прошлом,
Я на пламя. Без следа
Догорают в пепле искры, -
Доброй ночи! Навсегда!

Все опубликованные на сайте материалы принадлежат их владельцам. Материалы размещены исключительно для ознакомления.
Копирование и использование материалов запрещено.

 
< Попередня   Наступна >
 
Авторські реферати, курсові та дипломні роботи. Онлайн бібліотека підручників.
Studentam.net.ua © 2016