Studentam.net.ua
Реферати, курсові та дипломні роботи
Головна arrow Етика та естетика arrow Эстетика - Учебно-метод. комплекс (Дедюлина.М.А) arrow ТЕМА 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА
10.12.2016
Платні роботи
Реферати
Курсові
Дипломні, магістерські ...
Онлайн бібліотека підручників
Біологічні науки
Валеологія
Екологія
Економічні науки
Етика та естетика
Землезнавство
Історія
Літературознавство
Педагогіка
Правознавство
Психологія
Соціальна робота
Корисні матеріали
Біографії
Розробки уроків
Статті
Друзі

Електронна бібліотека




ТЕМА 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

ТЕМА 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

   Термин “эстетика” (от греческого слова “aisthetikos” – относящийся к чувственному восприятию) был введен немецким философом А. Баумгартеном в XVIII в. Им же было определено место этой науки в системе философии. Он полагает, что эстетика – низшая ступень гносеологии, наука о чувственном познании, совершенной формой которого является красота. Его современник И. Кант видит в эстетике пропедевтику всякой философии. Это значит, что систематическое изучение философии следует начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро и истина. Если для Баумгартена второй фундаментальной категорией является искусство, то Кант обратился к эстетике, отталкиваясь не от проблем искусства, а от потребностей философии. Заслуга Канта как раз в том, что он внес в эстетику дух диалектики. Дефиниция “эстетика” прочно закрепляется в философской терминологии и уже с XVIII в. ее начинают понимать как науку, занимающуюся проблемами “философии прекрасного”, либо “философии искусства”. Именно в этом плане ее воспринимали Г. Гегель, позже Ф. Шиллер и Ф. Шеллинг.
   История эстетики насчитывает тысячелетия. Она сформировалась гораздо раньше, чем появился сам термин эстетика. Эстетический опыт как совокупность неутилитарных отношений к действительности с глубокой древности присущ человеку и получил свое первоначальное выражение в протоэстетической практике архаического человека. Первобытный протоэстетический опыт был слит с проторелигиозным сакральным опытом. Первые упоминания появления эстетических практик и умений уходят вглубь человеческой истории. Это и наскальные рисунки в пещерах первобытных людей, и содержание мифов у разных народов мира. Можно выделить два основных способа исторического бытия эстетики: эксплицитный и имплицитный. К первому относится собственно философская дисциплина эстетика, самоопределившаяся только к середине XVIII века в качестве самостоятельной науки. Имплицитная эстетика уходит корнями в глубокую древность и представляет собой свободное несистематическое осмысление эстетического опыта внутри других дисциплин (в философии, риторике, филологии, теологии и др.) Имплицитная эстетика существовала (и существует ныне) на протяжении всей истории эстетики, но выявляется она только с позднего новоевропейского периода в процессе диалога с ней эксплицитной эстетики. Условно в ней выделяют три этапа (протонаучный (до сер. XVIII века), классический (сер. XVIII – нач. XX вв.) и неклассический (провозглашенный Ницше, но начавший свой путь только со второй пол. XX века).
   В европейском ареале протонаучная эстетика дала наиболее значимые результаты в Античность, Средние века, Возрождение, внутри таких художественно-эстетических направлений, как классицизм и барокко. В классический период она особенно плодотворно развивалась в направлениях романтизма, реализма и символизма. Неклассическая эстетика, фундаментом которой стала переоценка всех ценностей традиционной культуры, отодвинула на второй план теоретическую (эксплицитную) эстетику. Эстетическое знание в ХХ веке наиболее активно развивалось внутри других наук (философии, филологии, лингвистики, психологии, социологии, искусствознании, семиотики и т.д.). Выявление имплицитной эстетики сопряжено с определенными методологическими трудностями, в связи с тем, что, опираясь на древние первоисточники, пытаемся отыскать в них представления о предмете эстетики, которая в тот момент еще не существовала. По мнению В.В. Бычкова, “трудность эта существует, однако она связана не только с тем, что древность не знала на уровне “рацио” науки эстетики, ибо уже тогда существовала эстетическая реальность, впоследствии вызвавшая в бытие для своего изучения и специальную науку. В ХХ веке эту проблему разрешил Г. Гадамер, убедительно показав, что в процессе интерпретации традиционного текста современным исследователем осуществляется равноправный диалог между текстом и исследователем, в процессе которого оба участника диалога в одинаковой мере влияют друг на друга в плане достижения современного понимания обсуждаемой проблемы”.
   Эстетика изучает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в жизненных различных сферах. С точки зрения эстетической ценности в обыденной жизни мы оцениваем красивые цветы, величественные здания, высокие моральные поступки людей, прекрасные произведения художественной культуры. Разнообразные эстетические отношения, возникающие у человека к повседневности, можно отнести к общей дефиниции “эстетическое”. Природу эстетического изучает наука эстетика. По мнению В. Бычкова, эстетика – это наука философского склада, имеющая дело с какими-то достаточно тонкими и трудноуловимыми на рациональном уровне материями, и одновременно – нечто большее, чем наука в обычном новоевропейском смысле слова. Точнее было бы сказать, что это некий особый, специфический опыт бытия – знания, в котором человек, имеющий конкретную установку именно на него, может пре – бывать, иметь некое не постоянное, но временно прерывающее – время бытие, как-бы погружаться в него на время и затем опять выходить на уровень обыденного бывания – обычной утилитарной жизни. Как показывает история эстетики, определить этот предмет вербально оказалось делом проблематичным. Тем не менее, практически все крупные философы не обходят без внимания эстетическую сферу. Эстетика в их трудах являлась завершающим звеном философской системы. Гегель по этому поводу пишет: “Я убежден, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте. Философ, подобно поэту, должен обладать эстетическим даром. Философия духа – это эстетическая философия”.
   В силу принципиальной ограниченности уровня формализации предмета эстетики и его многогранности, требующей от исследователя фундаментальных знаний в областях истории искусства, религии, философии и практически всех гуманитарных наук, как минимум, а также обостренного художественного чувства и высоко развитого вкуса, эстетика до сих пор остается во всех отношениях наиболее сложной трудоемкой, дискуссионной и наименее упорядоченной из всех дисциплин.
   Сегодня, как и в момент возникновения, в центре внимания эстетики стоят два главных феномена: совокупность всех явлений, процессов и отношений, обозначаемых как эстетические, т.е. само эстетическое как таковое, и искусство в его сущностных основаниях. В классической эстетике в качестве наиболее значимых считались такие термины и категории как: эстетическое сознание, эстетический опыт, эстетическая культура, игра, прекрасное, безобразное, возвышенное, трагическое, комическое, идеал, катарсис, наслаждение, мимесис, образ, символ, знак, выражение, творчество, метод, стиль, форма и содержание, гений, художественное творчество и др. Неклассическая эстетика, развивающаяся в русле фрейдизма, структурализма, постмодернизма, обратила внимание на маргинальные проблемы и категории (например, абсурдного, шока, насилия, садизма, энтропии, хаоса, телесности и т.д.). Все вышеперечисленное свидетельствует о многоликости предмета эстетики.
   Особенность эстетики как науки заключается в том, что она не имеет своей эмпирической базы, а использует материал других наук. Дело в том, что эстетика это наука особого рода, причем не только наука: в чем-то она совпадает с наукой. А в чем-то выходит за ее пределы. Говоря об эстетике как о науке, нельзя забывать о ее своеобразии. “Эстетика – наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении” (Ю. Борев). В процессе развития этой науки менялись взгляды на проблемы эстетики. Так, в период Античности она была частью философии и помогала формировать картину мира (натурфилософы), рассматривала проблемы поэтики (Аристотель), близко соприкасалась с этикой (Сократ). Во времена Средневековья она была одним из разделов теологии. В эпоху Возрождения рассматривала соотношение природы и художественной деятельности. Таким образом, на протяжении многих столетий эстетические проблемы ставились в рамках той или иной философской системы. Фактически невозможно назвать такой период развития эстетики, когда эстетическая проблематика не была связана с философией.
   Современный исследователь Бычков В.В. пишет, что “эстетика – это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к реальности (любого типа – природной, предметной, духовной), изучающая специфический опыт ее освоения (глубинного контакта с ней), в процессе (и врезультате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, катарсиса, духовного наслаждения полную гармонию своего Я с Универсумом, свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом; реально достигает абсолютной полноты бытия, активно переживает это неописуемое состояние и получает новый существенный заряд духовной энергии, духовно обогащается. Или короче: эстетика – наука о неутилитарных субъектно-объектных отношениях, в результате которых субъект через посредство объекта достигает абсолютной личной свободы и полноты бытия и совсем коротко: эстетика – это наука о гармонии человека с Универсумом”.
   Все вышеперечисленное подтверждает, что эстетика – это философская наука, так как она появилась в недрах философии, а именно таких ее разделов как гносеология и аксиология. Если философия изучает наиболее общие законы природы, общественного развития и мышления, то эстетика изучает наиболее общие законы развития искусства, а также эстетического отношения человека к миру. Даже став самостоятельной наукой, эстетика продолжает черпать основные методологические положения из философии. Она также взаимодействует с этикой, так как мораль входит в само существо эстетического отношения человека к действительности, тесно связана с психологией, потому что эстетическое восприятие действительности носит чувственно-эмоциональный характер, с педагогикой, социологией, историей, логикой и др.
   Наиболее тесно эстетика связана с искусством и выступает методологий для искусствоведческих дисциплин. Искусство как плод художественного творчества становится предметом исследования эстетической науки. Эстетика изучает отношение искусства к действительности, отражение действительности в искусстве, художественное творчество, раскрывает законы, управляющие всеми видами искусства. На методологическую базу эстетики опираются и новые направления, такие как: техническая эстетика, эстетика быта, эстетика поведения.
   Таким образом, эстетика – это наука об эстетическом, о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства.

Структура эстетического знания

   Е.Г. Яковлев пишет, что “современное определение предмета теоретической эстетики включает в себя изучение:
   1) объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и предметное основание эстетического сознания и эстетической потребности;
   2) творчески-преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной через эстетическую деятельность и сознание, а также через теорию и систему категорий;
   3) наиболее общих закономерностей художественного творчества и искусства”.
   Таким образом, эстетика представляет собой целостную систему научного знания и включает в себя три основных раздела:
- о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности;
- природе эстетического сознания и его формах;
- природе эстетической деятельности и ее видах.
   Структура эстетического знания предполагает и наличие системы эстетических категорий и дефиниций. Рассмотрим существующие в современной российской научной литературе различные принципы организации системы эстетических категорий. Так, например, М.С. Каган полагает, что во главе системы необходимо поставить категорию эстетического идеала (в его аксиологическом аспекте). Н.И. Крюковский утверждает, что “в эстетике в центре системы категорий должна находиться... категория прекрасного...” В.М. Жариков в основе этой системы ставит соотношение “исходных категорий: совершенства и несовершенства”. А.Я. Зись выделяет три группы эстетических категорий: специфические (героические, величественные и т.д.), структурные (мера, гармония и т.д.) и негативные (безобразное, низменное). Э.Г. Красностанов и Д.Д. Средний также предлагают три группы эстетических категорий: категории эстетической деятельности, категории общественной жизни, категории искусства. Т.А. Савилова утверждает, что “основой эстетического оказывается игровое сопоставление меры всестороннего развития человека... и явления”. И.Л. Маца считает основными эстетическими категориями гармонию и красоту, которые в процессе эволюции модифицировались и изменялись. В своих исходных моментах принципы систематизации должны носить философско-эстетический характер. Тогда при определении структуры системы необходимы:
   1. онтологически-феноменологические и социально-гносеологические аспекты;
   2. принципы субординации и координации эстетических категорий;
   3. основная универсальная эстетическая категория, вокруг которой организуется вся система.
   В эстетики есть категория, которая выступает как метакатегория науки эстетики – это категория эстетического. Эстетическое есть совершенное в своем роде. Совершенство – есть жизненная необходимость природы. Оно спонтанно, из него рождается идея всеобщего совершенства. Свойством эстетического обладает не только гармоническое (прекрасное, эстетический идеал, искусство), но и дисгармоническое (возвышенное, ужасное, уродливое, низменное, трагическое), так как и в том и другом наиболее полно выражается сущность данного рода бытия. Такой подход к эстетическому расширяет границы предмета эстетики, так как включает в себя изучение всех явлений действительности, обладающих совершенством. Однако в традиционной эстетике основополагающей категорий является прекрасное. Трудно согласиться с этой позицией, потому что категория прекрасного всегда имела строго историческое содержание, и это показал наглядно В. Татаркевич в работе “История эстетики”. Следовательно, онтологическое значение эстетического заключается в том, что оно является бытием совершенного, феноменологическое – в многообразии явлений, обладающих этим свойством как полнотой существования, социологическое – в том, что предмет эстетики в этом случае приобретает большую широту и глубину, становясь более демократичным. Исследуем теперь гносеологический аспект категории эстетического. Эстетическое как совершенное появляется в результате материально-духовной практики человечества. Оно не является только проекцией идеала на “потухшую” природу, оно есть совершенно новое, реальное специфическое образование, своеобразная “вторая природа”, возникшая как органический сплав объективного и субъективного. Эстетическое обнаруживается, осваивается и функционирует не только в процессе художественной деятельности, которая является основанием искусства, но во всей духовно-практической и материальной деятельности человека. В нем обнаружены свойства объекта и реализованы, объективированы возможности субъекта в материально-духовной практике человечества через наиболее полное раскрытие их свойств и возможностей. Это и есть реальное бытие совершенного. Диалектика взаимосвязи объективно-эстетического с эстетическим познанием заключается также в том, что общественная практика - это единственный процесс воздействия на человека объективных эстетических сторон действительности и их раскрытия и преобразования по законам красоты.
   “Вторая природа”, появляющаяся в процессе этой практики, существует также независимо от человека и становится объектом эстетического познания и преобразования. Человек, творя по законам красоты, вместе с тем объективирует и превращает все созданное в предмет эстетического познания и совершенствования. Эстетическое в действительности не есть нечто застывшее и неизменное, оно меняется и совершенствуется в процессе исторического развития природы и, главным образом, человеческого общества. Объективность эстетического доказывается не только практикой общественного развития, но и великими достижениями общественного развития современной науки. Специфической особенностью эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В структуре деятельности: цель – действие – операция – эстетическая деятельность развертывается универсально, так как она идет от индивидуальности к обществу (см. рис. 1).

est1

Рис. 1

Основные методы эстетики

   Научное познание невозможно без своего инструмента – метода. Опираясь на общую философскую методологию
, любая наука вырабатывает внутри себя методы, опирающиеся на свое мышление. Эстетика в этом отношении не составляет исключения. Одним из методов эстетики является историзм. Идеи историзма пронизывают эту науку. Принцип историзма предполагает соблюдение трех важнейших условий: во-первых, рассмотрение явлений в их развитии; во-вторых, рассмотрение связи данного явления с другими и, наконец, изучение истории в свете опыта современности, использование исторически высших форм в качестве ключа для понимания предшествующих. Принцип историзма вырастает изнутри самой эстетики как потребность более адекватно рассмотреть свой предмет, например, нынешнее состояние искусства и его современные законы понимаются как ставшие, исторически возникшие, а его будущее состояние – как образующееся в протекающем на наших глазах художественном процессе. Историзм – путь связи теории и практики и единственная дорога к истинному пониманию эстетики.
  
Историзм дополняет сегодня другой метод – структурализм, который вторгается в различные сферы. Так, например, структурализм дает возможность рассмотреть художественное произведение как определенную систему, состоящую из множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Структурный метод предполагает собирание и анализ разнообразных фактов, составление их полного перечня, установление взаимосвязи между фактами, их группирование и выявление отношений между ними, построение системы их наличных элементов, что создает целостный единый объект исследования. Структурализм входит в общую систему современной научной методологии. Этот метод нуждается в сотрудничестве с другими методами и является дополнительным по отношению к исторической методологии.

Функции эстетики

   Изучение предмета и структуры эстетики позволяет раскрыть ее функции, основополагающими из которых являются мировоззренческая, познавательная, формирующая, методологическая.
   В первую очередь эстетика необходима художнику. Она является мировоззренческой основой его деятельности. Но художник может и без знаний эстетики применять ее законы
, опираясь на свою интуицию и опыт. Однако такое постижение, не подкрепленное теоретическим обобщением художественной практики, не позволит глубоко и безошибочно разрешить творческие проблемы. Мировоззрение не только руководит талантом и мастерством, оно само формируется под их воздействием в процессе творчества. Своеобразие видения мира, отбор художественного материала определяются и регулируются мировоззрением. При этом наиболее непосредственно влияет на творчество та сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, сознательно или стихийно реализуется в образах. Эстетические принципы, на которые опирается художник, нам интересны, так как свои произведения художники в первую очередь создают для людей. Применение в творчестве законов эстетики способствует сознательному отношению к художественному творчеству, в котором сочетается дар и навык. Эстетика нужна не только художнику, но и воспринимающей публике – читателям, зрителям, слушателям. Искусство доставляет одно из наивысших духовных переживаний – наслаждение. Именно эта наука позволяет людям сформировать эстетические взгляды, идеалы, представления. Значит, эстетика занимается процессом воспитания. Она выполняет и методологическую функцию. Обобщая результаты исследований области, например искусствоведения, она оказывает обратное влияние на его развитие. Она дает возможность изучить доминирующие принципы гносеологии эстетических объектов, определяет путь их исследования.
   Из многообразия наук о человеке эстетика занимает особое место. Чувственно-ценностная природа эстетического знания, его критериальный характер в отношении ведущихся культурных и художественных поисков дают основание относиться к эстетике как специфической аксиологии культуры, как к ее самосознанию, имеющему самое прямое отношение к формированию культурно-ценностных эталонов и приоритетов. Находясь в мире культуры, человечество существует в многообразии эстетических ценностей и антиценностей. Эстетические нормы и ценности культуры являются очень важным ориентиром развития человеческого общества, оберегающим ее от культурных экспансий.
   В XX веке способность культуры выходить из
-под контроля человека, превращаться в стихию нового типа стало очевидной. Появилось многочисленное количество угроз для самой экзистенции человека, это и экологическая катастрофа, и истощение природных ресурсов, и распространение “масскульта”, сопровождаемое общим снижением культурного уровня людей, стандартизацией их жизни, деперсонализацией личности. “В феномене “массового человека”, равнодушного к красоте, истине и добру, кроются опасности новых войн, массовой деструкции, техногенных катастроф.
   Наш выдающийся ученый
-энциклопедист В.И. Вернадский считал, что познание человеком окружающего мира идет по трем взаимообогащающим направлениям: через науку, искусство и религию. Единую реальность бытия, к познанию которой стремится человек, образно говоря, можно представить в виде многогранного кристалла, одни из граней которого познаются наукой, другие искусством, третьи религиозным опытом человечества. Чтобы приблизиться к пониманию этой реальности, недостаточно рассмотреть ее грани в отдельности, нужно еще суметь увидеть как бы их взаимное расположение. Познание окружающего мира и расширение сознания человека идут как бы по спирали. Вначале идет накопление знаний и опыта, затем синтез этих разрозненных знаний в единое представление об окружающем мире, затем, опираясь на это качественно новое представление, накопление более глубоких знаний и опыта и т.д. Сейчас, в конце XX века как раз наступило время синтеза. Именно сейчас нужно суметь соединить в единое целое все знание и весь опыт человечества и получить, таким образом, качественно новое, расширенное представление о Мире и законах его Бытия. При этом ни один опыт познания человеком Единой Реальности не может быть игнорирован без нанесения ущерба целостному представлению о Мире ни научный, ни философский, ни эстетический, ни религиозный.
   Таким образом, можно сказать, что проблема предмета специфики эстетики постоянно находится в поле зрения ученых. Например, в ХХ в. среди дискуссий вокруг предмета эстетики имела место точка зрения, согласно которой “эстетика не должна изучать искусство, поскольку это – предмет теории искусства, эстетика же – наука о прекрасном, об эстетическом как в действительности, так и в искусстве”. Эта точка зрения не является общепризнанной, но в последнее время она получила дополнительный смысл и аргументы в силу широкого применения различных видов прикладной и информационно-коммуникативной художественно-эстетической деятельности, не являющейся искусством в традиционном смысле слова. Следовательно, если иметь в виду не абстрактные структуры и не безнадежно закодированные семиотические системы, а здоровое реалистическое искусство в условиях глобального развития СМИ, дизайна, эстетизации среды, а также учесть успехи в области компьютерного и виртуального искусства,
то можно ли предполагать перспективу развития без искусства в собственном смысле слова.

Все опубликованные на сайте материалы принадлежат их владельцам. Материалы размещены исключительно для ознакомления.
Копирование и использование материалов запрещено.

 
< Попередня   Наступна >
 
Авторські реферати, курсові та дипломні роботи. Онлайн бібліотека підручників.
Studentam.net.ua © 2016